Почему нужно проверять уровень масла в коробке передач?

Автомобили, снабженные АКПП, постепенно вытесняют те, в которых используется механическая трансмиссия. Автоматические коробки передач высоко востребованы благодаря удобству в использовании. Управлять оснащенными ими автомобилями намного удобнее и легче, их водителям не приходятся постоянно заниматься переключением передач, отвлекаясь от управления транспортным средством. АКПП нуждается в постоянном, систематическом обслуживании, предусматривающим контроль текущего уровня масла в коробке с заменой его и фильтра.

Содержание

От качества масла и его объема непосредственным образом зависит надежность использования автомобиля. Масло, находящееся внутри коробки передач, не просто смазывает ее, но еще и осуществляет управление, передает от автомобильного двигателя крутящий момент. Поэтому к его качеству и количеству предъявляются особые требования.

С какой целью проверяют уровень масла?

Для многих авто официальный регламент обслуживания не предполагает замену масла в коробке. Считается, что после заливки масла на заводе, оно должно использоваться в течение всего периода эксплуатации коробки. Поэтому некоторые автолюбители полагают, что менять мало в коробке не обязательно. Это вопрос спорный. Но вот проверять его уровень нужно обязательно. Если уплотнения утратят свою герметичность, АКПП может начать подтекать, что приведет к падению уровня. К чему это может привести? Многие поломки в современных автомобилях связаны с недостаточным либо чрезмерным количеством масла. Поэтому каждый автовладелец должен уметь верно определять объем трансмиссионной жидкости, залитой в АКПП.

Проводить проверку уровня масла нужно в следующих случаях:

  • Агрессивный стиль езды
  • Жаркая погода на улице
  • Интенсивная эксплуатация транспортного средства
  • Буксировка тяжеловесных прицепов
  • Длительная езда
  • Некорректная работа АКПП, причиной которой может стать перелив либо недолив масла (посторонние звуки, понижение мощности, рывки во время переключений

Специалисты советуют всем автовладельцам систематически выполнять данную процедуру. Многие автовладельцы игнорируют эту рекомендацию, и напрасно. Проверяя уровень масла хотя бы раз в месяц, вы сможете избежать многих поломок. Без точного определения уровня трансмиссионной жидкости вы не сможете правильно выполнить ее замену.

Как можно провести проверку уровня трансмиссионной жидкости? 

Современные АКПП бывают двух видов – с контрольным щупом либо без него. Выпуская коробки с щупом, производители указывают автовладельцам на необходимость систематической замены масла, позволяя водителям самостоятельно проверять его уровень. Выпуская модели без щупа, производители полагают, что менять масло во время их использования не нужно либо этот процесс следует доверять сотрудникам автосервиса.

Каким образом можно проверить уровень масла с применением контрольного щупа?

Чтобы сделать это, сначала необходимо отыскать щуп. Щупов в автомобиле два. Один из них находится в двигателе, другой предназначается для контроля уровня масла. Точно определить их местоположение можно с помощью инструкции по использованию транспортного средства. Также это можно сделать без инструкции, внимательно исследовав пространство под капотом.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Открыть капот автомобиля.
  2. Развернуться в сторону, противоположную ходу транспортного средства.
  3. Отыскать расположенный с правой стороны, недалеко от перегородки автомобильного моторного отсека, щуп, имеющий вид ярко окрашенной рукоятки.

В некоторых автомобилях оба щупа находятся рядом. Друг от друга они отличаются по цвету. Щуп, с помощью которого можно проверить масло в двигателе, обычно окрашен в желтый цвет, а тот, который предназначается для контроля трансмиссионной жидкости в АКПП имеет контрастный оттенок.

Найдя щуп, вытащите его и внимательно осмотрите. На его поверхности должны располагаться два деления с надписями «HOT» и «COLD», предназначенные для измерения уровня холодной и горячей жидкости соответственно. В авто, снабженных механической коробкой, этих отметок нет.

Как проверить уровень на непрогретой АКПП?

  1. Необходимо установить авто на горизонтальную, ровную поверхность.
  2. Заведя двигатель, позвольте поработать ему на холостом ходу, при этом поочередно изменяйте положения селектора автомата, чтобы обеспечить необходимую текучесть жидкости ATF.
  3. Селектор переведите в режим parking.
  4. Достаньте щуп, не заглушая двигатель автомобиля.
  5. Протрите его поверхность тряпкой.
  6. Вставьте щуп назад в гнездо.
  7. Повторно извлеките его.
  8. Осмотрите поверхность щупа и определите по ней уровень масла.

Уровень жидкости следует определять, ориентируясь на риску COLD. Если вы увидите, что щуп испачкан ниже этой отметки, долейте масло до нижнего уровня, после чего снова измерьте его уровень. Если же щуп окажется испачкан выше соответствующей отметки, трансмиссионной жидкости в «автомате» чересчур много, поэтому ее излишек необходимо слить.

Как проверить уровень горячей жидкости?

Это измерение, являющееся более достоверным и точным, проводится аналогично предыдущему. Его проводят сразу после того, как автомобиль проехал не менее полутора-двух десятков километров, соответственно, жидкость в нем прогрелась до рабочей температуры. В этом случае ориентируются на отметку HOT.

Проверка уровня в коробке без щупа

В таких АКПП имеются два отверстия (сливное и заливное) и соединяющаяся с поддоном трубка. Благодаря такой конструктивной особенности, излишков жидкости в такой коробке не бывает, поскольку лишнее мало вытекает через трубку в поддон.

Для проверки уровня нужно выполнить следующие действия:

  1. Прогреть масло, осуществив поездку на нужное расстояние.
  2. Поставить авто на смотровую яму либо ровную площадку.
  3. Попереключать работающий двигатель в различные режимы, после чего установить в режим parking селектор.
  4. Не заглушая двигатель авто, открутите сливную пробку в АКПП и подставьте под отверстие емкость.

После этого малое количество жидкости должно вытечь ровной, небольшой струей. Если масло не начнет вытекать, его уровень недостаточен.

Вне зависимости от выбранного способа проверки уровня жидкости, проведенную процедуру через несколько дней следует повторить, чтобы получить более точные данные. Выполняя проверку, обращайте внимание не только на уровень трансмиссионной жидкости, но и на ее состояние. Если жидкость ATF помутнела, в ней имеются металлические примеси или шлаки, ощущается характерный запах гари, ее необходимо заменить.

Что делать, если уровень слишком высокий или недостаточный?

Нормализовать уровень масла не сложно. Для этого необходимо слить масло из «автомата» или долить его до нужного объема, после чего повторить проверку. Однако следует понимать, что просто так масло не появляется и не исчезает. Его некорректный уровень в большинстве случаев свидетельствует о наличии поломки, требующей ремонта.

Чересчур большой уровень масла наблюдается в случае, если его было залито слишком много. Эта ситуация невозможна для тех автомобилей, в которых еще не меняли масло. Исправить ее можно следующим образом. Откройте сливную коробку, после чего слейте из нее излишек масло. Это можно сделать с помощью специального прибора, имеющегося в автосервисе, или с использованием подручных приспособлений – трубки и шприца.

Также увеличенный объем жидкости в АКПП может наблюдаться в случае попадания в масло антифриза. Это может произойти в тех транспортных средствах, в которых теплообменник совмещен с радиатором – при его поломке жидкости способны смешаться, после чего масло в автомате, как и охлаждающую жидкость в двигателе, придется срочно заменить. Также понадобится новый радиатор.

Однако намного чаще уровень оказывается не выше, а ниже нормального. Это способно привести к целому комплексу неприятных последствий. Недостаток масла приводит к его активному нагреванию, в результате чего оно утрачивает свои свойства. Насос может начать захватывать воздух, вспенивая тем самым масло. Получившаяся эмульсия станет хуже функционировать, вследствие чего АКПП начнет хуже переключаться – несвоевременно, с рывками и зависаниями.

Обнаружив, что уровень масла недостаточный, долейте его. Однако делать это следует аккуратно, ведь в «автомате» разница между максимальным и минимальным уровнем составляет всего 200 граммов, в отличие от мотора, где она равна целому литру. При этом общий заправочный объем у АКПП намного больше, нежели у двигателя. При отсутствии опыта вы можете налить слишком большое количество масла, что также плохо для работы автомобиля.

Что в итоге?

Проверка масла в «автомате» выполняется при помощи щупа, который обычно располагается под капотом. Для получения точной картины это следует делать в предварительно прогретой АКПП, с работающим двигателем.

Опасен и недостаток, и избыточное количество трансмиссионной жидкости в «автомате». Узнав о нарушении уровня, масло следует слить либо долить, после чего совершить повторную проверку. Освоив процесс самостоятельного контроля уровня масла, вы избавитесь от необходимости регулярно посещать автосервис и сможете неплохо сэкономить.

Комментарии