В такой момент зарядное устройство(ЗУ) становится незаменимым помощником. Важно помнить, что устройства различаются не только по мощности и способу подключения, но и по множеству других параметров: скорости зарядки, наличию защитных функций от перегрева, возможностям работы с разными типами аккумуляторов (например, AGM или гелевыми), а также дополнительным функциям, таким как автоматическая диагностика состояния батареи. Поэтому каждому водителю стоит подобрать модель зарядного устройства, которая подходит именно его автомобилю и стилю вождения.
Когда и почему может появиться необходимость заряжать АКБ?
Несколько причин, по которым может разрядиться аккумулятор:
- Низкая температура - чем на улице крепче мороз (а самый крепкий он по ночам), тем будет быстрее разряжаться аккумулятор, если машина стоит на улице. Это значит утром может потребоваться «прикуриватель».
- Электропотребление с выключенным двигателем - аккумулятор может сесть, если долго слушать музыку или на ночь забыть отключить фары, габариты, освещение в салоне.
- Неправильная настройка сигнализации - чувствительный датчик будет часто срабатывать и разрядится аккумулятор.
- Короткие поездки до 5—8 км - аккумулятор не успевает полностью зарядиться. Тем более это чревато зимой, когда работают подогревы сидений, стекол и зеркал.
- Неправильно подобранный аккумулятор по VIN - если емкость меньше, чем необходимо, он будет быстро разряжаться.
Что касается старых аккумуляторов, эксплуатирующихся более 5 лет, они могут разряжаться вследствие естественного износа, например, из-за накопления солей на пластинах. В этом случае АКБ придется менять.
Какие виды зарядных устройства бывают?
По назначению зарядные устройства для автоаккумуляторов делятся на несколько групп:
- Стандартные: идут в комплекте с авто и подходят для подзарядки от 220В. Это максимально простые и лаконичные устройства, использующиеся для основной подзарядки.
- Интеллектуальная автоматика со сложной электроникой, позволяющей оптимизировать процесс зарядки. Они могут контролировать ток и напряжение, автоматически уходить в режим поддержания заряда после полной зарядки.
- Пуско-зарядные для дачи кратковременного импульса большой мощности. Именно они подходят для случаев, когда нужно срочно завести машину. Они имеют большой выходной ток, позволяющий быстро зарядить АКБ.
- Пусковые устройства - мобильные аккумуляторы, позволяющие легко и быстро запустить двигатель в дороге от прикуривателя или через USB-порт.
При выборе зарядного устройства следует учитывать разные нюансы. Есть дешевые модели с ручной регулировкой, которыми можно реанимировать аккумулятор даже из глубокого разряда. В такой ситуации автоматические зарядные устройства не воспринимают практически нулевой ток на своих клеммах и не начинают зарядку.
Однако процесс полной зарядки аккумулятора достаточно длителен по времени, поэтому автоматические зарядные устройства имеют большое преимущество - они самостоятельно плавно снижают ток по мере роста заряда и автоматически отключаются. Аккумулятор же заряжаемый постоянным током оставлять без присмотра нельзя, так как он может буквально взорваться из-за «кипения» электролита.
Необходимо учитывать также наличие режима десульфатации. При работе свинцово-кислотного аккумулятора со временем на его пластинах образуются кристаллы сульфата свинца, тем быстрее, чем дольше он хранится в разряженном состоянии. Из-за этого резко снижаются емкость и токо-отдача батареи, она хуже принимает заряд. Чтобы восстановить такой аккумулятор, на него нужно подать кратковременные мощные импульсы, сочетаемые с подключением к нагрузке - постоянные циклы разряда/заряда. На какое-то время это может помочь и отсрочить замену.
Некоторые модели имеют умные дополнительные функции, которые также будут полезны. Например, опция диагностики АКБ поможет определить его состояние, а опция поддержания заряда позволяет оптимально поддерживать батарею, если авто находится на длительной стоянке.
На что обратить внимание при выборе зарядного устройства?
Внимательно рассмотрите технические характеристики устройства. В первую очередь нужно смотреть на выходное напряжение, от этого параметра зависит, подходит ли зарядное устройство для конкретной модели. Параметр должен совпадать с напряжением аккумулятора, иначе есть риск, что сгорит или зарядник, или АКБ. Вся необходимая информация находится в техническом паспорте изделия. В нем может быть указано 2 значения - 6/12В, значит, модель работает и при 6В и при 12В. Лучше выбирать зарядник с запасом в 15 – 20%, что продлит срок его эксплуатации.
Параметр ток зарядки может составлять от 20А до 3000А. По этому параметру выбор ЗУ зависит от вашего автомобиля: для легкового достаточно тока в 350 – 550А, а грузовому потребуется 1000А.
Характеристика напряжения определяет напряжение источника, куда подключается зарядка. Обычно это стандарт - однофазная сеть на 220В. Бывают на рынке модели, рассчитанные на европейскую сеть на 110В. В последнем случае придется также покупать трансформатор напряжения.
При выборе также нужно учитывать такие параметры, как вес и габариты. Для постоянного хранения в багажнике автомобиля не нужно приобретать агрегат весом в 20кг. Присмотритесь к средней массе до 10кг. Средние размеры такого ПЗУ не больше 40см в ширину и 20см в высоту.
Как зарядить аккумулятор без зарядного устройства? Альтернативные варианты зарядки АКБ
Иногда водитель сталкивается с проблемой, когда авто не заводится из-за севшей батареи, а зарядного устройства под рукой нет. Что можно делать в этом случае?
Лучше иметь на все случаи жизни небольшое портативное зарядное устройство, которое поможет зарядить ноутбук, телефон или неработающий аккумулятор. Внутри него находится литий-полимерный аккумулятор, который может кратковременно выдавать достаточный пусковой ток для запуска двигателя. Дальше к зарядке подключается автогенератор, который за полчаса сможет восполнить севший АКБ для следующего запуска. Для запуска авто достаточно подключить «крокодилы» ЗУ к клеммам батареи, соблюдая полярность, затем включить прибор, за 10 сек. сесть в машину и быстро запустить двигатель. Просто и безопасно.
Если зарядного и пускового нет, но есть сеть 220В, что делать? Например, АКПП с «толкача» не запустить, а прикурить некому. Делаете следующее. Берете 220В в разрыв плюса включаете последовательно лампу 220В 100−150Вт. Берете диодный мост на ток не меньше 10А для преобразования тока и подключаете тоже. Схема собрана. Остается все воткнуть в сеть.
Если в машине валяется зарядное от ноутбука на 19В, можно попробовать использовать его. Отрежьте штекер и зачистите провода. Минусовой провод подведите и соедините к соответствующей клемме батареи. В плюсовой последовательно подключаем автолампу и присоединяйтесь к клемме + АКБ. Зарядка пошла. Это хороший безопасный, но довольно долгий способ зарядки.
Итак, вот несколько способов, как восполнить энергию аккумулятора, если нет ЗУ. Предпочтительнее зарядка генератором. Для запуска двигателя лучше применить метод «прикурки» от универсального портативного ПЗУ или соседнего авто. Механику можно завести «с толкача».
Топ 9 лучших моделей зарядных устройств для аккумуляторов
Не смотря на то что каждый привык по своему заряжать аккумуляторы, кто-то с помощью сварочных аппаратов, кто-то старыми устройствами, мы составили рейтинг на случай, если вы решитесь купить новый. Рейтинг был проверен опытными специалистами из СТО, менеджерами из магазина запчастей, а так же на основе отзывов покупателей, тем не менее определенная субъективность в нем присутствует. По этой причине данный материал носит исключительно ознакомительный характер.
Bosch C7
Конструктивно это импульсный преобразователь напряжения, который управляется микропроцессорной схемой. Современные электронные компоненты не нагреваются даже при эксплуатации на max токе, поэтому прибор находится в прочном корпусе без перфорации. Герметизирован не только корпус, но и разъемы.
Устройство работает с АКБ на 12В и 24В, обеспечивая зарядный ток достигающий 6,3-7,7А. Есть режимы для AGM-батарей с другим порогом напряжения при зарядке, мотоциклетных АКБ или «холодного старта» зарядки зимой. Есть режим «источника питания», чтобы была запитана бортовая электроника на время отключения батареи. Устройство отключается при перегрузке и переполюсовке без риска повреждения.
Основные плюсы:
- герметизация и пылевлагозащита;
- съемные кабели;
- можно использовать с АКБ на 24В;
- можно использовать как блок питания.
Минусы:
- высокая цена.
ICartool IC-CH102
Это универсальная многофункциональная модель, позволяющая заряжать батареи с напряжением 12/24В, а значит подходящая буквально для всех транспортных средств от мотоциклов до грузовиков. С возможностью зарядки батарей емкостью до 150А·ч, прибор обеспечивает надежную зарядку самым мощным аккумуляторам. Здесь есть авторегулирование тока заряда в диапазоне от 4а до 8А. Это обеспечивает оптимальную зарядку для батарей разных емкостей и типов, в том числе для AGM/GEL. ЗУ имеет компактный дизайн и весит всего 0.56кг.
Основные плюсы:
- многофункциональность: широкий выбор опций;
- высокая max емкость;
- регулируемый ток заряда.
Минусы:
- высокая цена.
Hasvik Skånsomlade
Универсальное и компактное ЗУ от норвежцев может заряжать автомобильные батареи на 12В с силой тока до 6А и АКБ на 6В на 2А, которые встречаются у мотоциклов. Min емкость заряжаемой батареи — всего 4Ач, поэтому устройство подойдет даже для АКБ бензиновой садовой техники. По максимуму емкости 120Ач оно подходит для большинства батарей современных легковых авто. Устройство способно работать со всеми типами батарей, кроме литиевых, которые преимущественно устанавливаются на мотоциклах.
Skånsomlade может восстанавливать поврежденные батареи, благодаря наличию режима, при активации которого происходит разрушение сульфатных отложений. Изделие выглядит предельно просто, а длинные провода позволяют использовать ЗУ для зарядки батарей находящихся в труднодоступных местах. В комплекте идет чехол.
Основные плюсы:
- подходит практически к любым батареям;
- простой и удобный;
- есть режим восстановления батареи.
Минусы:
- не подходит к литиевым батареям.
Berkut BCA 4
Интеллектуальное ЗУ от бренда Berkut – функциональное, простое и доступное по цене. BСА-4 имеет все основные режимы:
- «Мото» - напряжение стандарт, ток до 1А.
- «Авто» - ток до 4А.
- «Кальций» - режим повышенного восстанавливающего напряжения.
- «Зимний/AGM», отличающийся повышенным напряжением заряда.
Есть опции тестирования батареи и генератора. Тестер АКБ может показать в процентах остаточный заря и обнаружить сульфатированные ячейки.
Основные плюсы:
- многофункциональность;
- небольшой вес;
- наличие опций тестирования батареи.
Минусы:
- короткие провода;
- расчет оставшегося времени до полной зарядки с погрешностями.
Зубр УЗУ-240
Неплохой вариант в сегменте лучшего соотношения цена/качества. Многофункциональное ЗУ отличается высокой эффективностью. Оно совместимо с АКБ 6В, 12В и 24В, что делает его пригодным для работы с легковыми авто и грузовиками. Прибор обладает max емкостью батареи до 240 Ампер-часов. С min током заряда 1А и max током заряда 12А обеспечивает достаточно быструю зарядку.Ток регулируется автоматически, что делает особенно простым процесс зарядки. Прибор оснащен цифровой индикацией. Его можно использовать для зарядки АКБ AGM/GEL, у него есть режим зимней зарядки и опция тестирования состояния батареи.
Основные плюсы:
- универсальность - работает с батареями любых типов;
- зарядный ток регулируется;
- есть защита от перегрузки.
Минусы:
- в своей ценовой категории нет.
HUMMER H3
В ЗУ предусмотрено наличие батарейки. Плюс такого решения неоспорим - для того, чтобы вдохнуть жизнь в батарею ничего больше не потребуется. Однако зарядить батарею устройство не сможет, только сделать запуск. Он предназначен для батарей на 12В с пусковым током 300А. Несмотря на компактный объем батареи на 6 000мАч, ЗУ спокойно поможет для запуска мощным авто. вес самого устройства около 200гр.
Основные плюсы:
- реальная мобильность и компактность;
- заряда встроенной батареи достаточно для большого количества запусков.
Минусы:
- конкретно заряжать батарею не предназначен.
FUBAG MICRO 80/12
Предельно компактный микропроцессорный автоматический ЗУ весит всего пол килограмма. Прибор поддерживает работу с батареями свинцово-кислотного типа. Управляется одной кнопкой MODE. Все режимы обозначены отдельными иконками: «6V», «Автомобиль», «Мотоцикл», «Снежинка» (для низких температур, «ключ» - режим автовосстановления аккумулятора.
Зарядка удобна, тем не менее проигрывает многим моделям в скорости. Ток здесь ограничивается 4А, а это значит время цикла полной зарядки возрастает. Поэтому, если требуется не «прогнать» батарею, а зарядить ее по-быстрому, чтобы ехать, Fubag будет не лучшим выбором.
Основные плюсы:
- много режимов;
- совместимость с AGM и гелевыми батареями;
- автодесульфатация;
- зимний режим;
- компактность
Минусы:
- небольшой max зарядный ток.
BERKUT Specialist JSL-12 000
Аппарат находится где-то между обычным ЗУ и пусковым устройством. Есть встроенная батарея емкостью 12 000мАч. Max ток запуска в этой модели равняется 400А. Оборудование работает с батареями 12В и может их подзарядить от 220В. В комплекте - кроме «крокодила» адаптеры для подзарядки ноутбуков и смартфонов.
Основные плюсы:
- и ЗУ, и пусковое устройство;
- впечатляющий комплект.
Минусы:
- не будет работать с дизелями среднего литража.
Hyundai HY 810
ЗУ Hyundai HY 810 расширил функциональность предыдущей модели. ЗУ заряжает все виды свинцовых батарей и даже LiFePo4. Для АКБ на 6В ток заряда – до 2А, для 12В – до 8А. 9-ступенчатая программа зарядки с «зимним режимом». Управление предельно простое: нажатиями единственной кнопки листаются иконки. Мотоцикл, автомобиль, снежинка, LiFePo4, 6V не требуют разъяснений. Устройство стало намного удобнее в работе.
Основные плюсы:
- отличная работа интеллектуальных режимов;
- возможность работы с LiFePo4.
Минусы:
- нет режима «реанимации» батарей.
Какие выводы можно сделать?
- Технические параметры важны. При выборе ЗУ нужно учитывать напряжение и ток зарядки. Напряжение зарядного устройства должно соответствовать аккумулятору, а зарядный ток варьируется в зависимости от типа автомобиля (легковой или грузовой). Чем выше ток зарядки, тем быстрее зарядится аккумулятор, но он должен быть оптимально подобран для каждой конкретной батареи.
- Удобство использования. Важную роль играют вес и размеры ЗУ, особенно если его планируется хранить в автомобиле. Для легкового авто лучше выбирать устройства массой до 10 кг с компактными размерами. Наличие пылевлагозащиты и съемных кабелей также повышает надежность и удобство эксплуатации.
- Дополнительные функции. Многие модели ЗУ обладают полезными опциями, такими как автоматическое регулирование зарядного тока, защита от перегрузки и переполюсовки, режимы восстановления батарей и работа с AGM/GEL аккумуляторами. Некоторые модели также могут работать как блоки питания для бортовой электроники или выполнять функцию пусковых устройств.
- Многофункциональность и универсальность. Универсальные ЗУ, такие как Bosch C7, ICartool IC-CH102 и Berkut BCA 4, поддерживают работу с разными типами аккумуляторов (12/24В) и емкостями, что делает их подходящими для широкого спектра транспортных средств.
- Мобильность и компактность. Модели с встроенными аккумуляторами, такие как HUMMER H3 и BERKUT Specialist JSL-12 000, отличаются компактностью и мобильностью, что позволяет использовать их для запуска двигателя без необходимости наличия внешнего источника питания. Однако они не могут полноценно зарядить аккумулятор.
- Специализированные устройства. Некоторые ЗУ, такие как Hyundai HY 810, поддерживают работу с аккумуляторами LiFePo4, а также обладают интеллектуальными режимами зарядки, что делает их более универсальными и удобными для различных условий эксплуатации.