Как бывают типы свечей зажигания?
Автопроизводители используют разные виды свечей зажигания. Главный критерий различия – материал, из которого выполнены электроды, а точнее наконечника на них, это может быть платина, иридий, никель-хром, медные сплавы. Исходя из этого и классифицируют свечи зажигания на:
- Иридиевые
- Платиновые
- Никелевые
- Рутениевые
- и др.
Как правило в моторы устанавливают свечи с одним отрицательным электродом, однако их может быть и несколько. Число электродов влияет на надёжность работы свечи.
Такие материалы как медь или никель являются не особенно дорогими, поэтому автомобильные свечи с никелевыми или медными наконечниками стоят дёшево. А вот такие редкоземельные материалы как иридий и платина производители стали использовать недавно, они стоят на порядок дороже, однако и отличаются уникальными характеристиками:
- Быстро воспламеняются
- Стойки к коррозии
- Долговечны
Поэтому за счёт качественного сгорания топливной смеси и отсутствуют скачки оборотов, двигатель работает плавно, расход горючего снижается на 7-9%.
Никелевые, платиновые и иридиевые свечи зажигания: Какие есть отличия и особенности?
Любой автолюбитель перед прохождением ТО(каталог запчастей для ТО), задает простой вопрос: почему одна свеча дороже другой? Обе подходят на мой автомобиль, но цена разная? Сегодня мы постараемся ответить на эти простые вопросы и помочь вам с выбором:
Никелевые свечи зажигания
Никелевые свечи массово использовались до 90-х годов прошлого века. Срок службы изделий был невысокий – не более 20 тыс.км пробега. Главным плюсом оставалось отсутствие в составе дорогостоящих металлов, и как следствие - недорогая стоимость.
Недостатки:
- большая вероятность залить свечу при заводе мотора;
- небольшой срок эксплуатации.
Преимущества:
- Стоимость
Обычные свечи с никелевыми наконечникам по мере эксплуатации автомобиля ухудшают показатели работы двигателя. Исследования, проведённые через 200 моточасов показали, что средний расход горючего увеличился на 5%, повысилась токсичность отработанных газов.
Платиновые свечи зажигания
Платина стала одним из первых редкоземельных металлов, массово использующихся в свечах зажигания. Наконечники на электродах стали изготавливать из износостойкого материала, поэтому сразу уменьшился износ центрального и боковых электродов, ощутимо увеличился ресурс запчасти. Производители смогли уменьшить толщину электрода до 1,1 мм, что существенно повлияло на снижение показателей напряжения, которые необходимы для образования искры, а значит, снизилась нагрузка на элементы системы зажигания.
Преимущества
- Высокая эффективность
- Экономичность
- Длительный срок службы
Недостатки
- Явных недостатков не обнаружено
Иридиевые свечи зажигания
Свечи с иридиевыми наконечниками считаются изделиями нового поколения. Температура плавления иридия – 2500 °C, материал отличается высокими противокоррозионными свойствами. Инженеры автоконцернов в последнее время стали устанавливать на центральный электрод свечей иридиевые наплавки толщиной 0,5-0,7 мм. Малый диаметр электрода дает возможность подавать на автосвечу ещё меньше напряжения, для того чтобы появилась искра. Производителями заявлен ресурс изделий в диапазоне 100-120 тыс. км, что позволяет существенно экономить горючее, наладить стабильную работу ДВС.
Преимущества
Многочисленные исследования подтвердили, что использование иридиевых свечей помогло повысить производительность автомобиля и существенно продлить эксплуатацию двигателя внутреннего сгорания. Плюсы изделий:
- повышенная износоустойчивость;
- стойкость к эрозии и ржавлению;
- отличная теплостойкость, необходимая для качественной работы мотора, поэтому идеально подходят для сверхмощных высокотехнологичных силовых агрегатов;
- по сравнению с другими аналогами требуют минимального напряжения, чтобы образовалась искра;
- быстро воспламеняются.
Недостатки
- высокая стоимость (обусловлена большой ценой на редкий металл);
- подходят не для всех авто;
- много подделок.
Следует учитывать, что определённые типы свечей предназначены для конкретных двигателей, поэтому необходимо брать во внимание рекомендации производителей, которые разработаны опытными инженерами мотористами.
Специалисты не советуют на двигатель с иридиевыми автомобильными свечами устанавливать никелевые, и наоборот. В первую очередь это связано с тем, что изделия имеют разные рабочие параметры, самый важный из них – калильное число. Это определённая величина, отвечающая за время, по истечении которого автосвеча достигает состояния калильного зажигания. Чем холоднее свеча, тем выше калильное число, а следовательно, больше мощность двигателя с каждого литра.
Когда часто менять свечи зажигания?
Обычные свечи с никелевыми наконечниками служат около 20 тыс. км, а «драгоценные» – под 100 тыс. км. Запчасти следует менять по регламенту, а не дожидаться, когда они перестанут работать. Пропуски зажигания в цилиндрах отрицательно влияют на электроэлементы, особенно если передвигаться на неправильно работающем двигателя. Даже если свечи зажигания работают стабильно, не стоит забывать про искровой зазор, который постепенно увеличивается, а следовательно, возрастает нагрузка на катушку зажигания.
Замену свечей необходимо выполнять с учётом пробега и не превышать заявленный производителем ресурс. Также необходимо учитывать условия эксплуатации транспортного средства. Вот ряд факторов, которые могут сократить работоспособность как иридиевых, так и никелевых авто свечей:
- некачественное горючее;
- долгий прогрев мотора;
- детонация;
- постоянная езда в пробках;
- попадание в цилиндры антифриза или масла.
Производители свечей зажигания, рассчитывая рабочий ресурс изделий, исходят из обычных условий эксплуатации ТС и исправности мотора, но стоит быть готовым, что в реальной жизни иридиевые свечи необходимо будет менять каждые 80-95 тыс. км, а никелевые – через 15-20 тыс. км.
Какие типы свечей и где применяются?
Многие водители после замены авто свечей не видят больших изменений, некоторые отмечают, что мощность двигателя снизилась, это значит, что деталь выбрана неправильно и не подходит к данному автомобилю. Свечи должны подходить по типу и длине резьбы, а также по высоте.
Специалисты советуют устанавливать иридиевые свечи на новые современные авто. Если машина далеко не новая, а детали двигателя значительно изношены, то свечи с иридиевыми наконечниками могут только ухудшать работу ДВС, лучше приобрести обычные никелевые свечи.
В заключение
Иридиевые свечи считаются идеальным вариантом для мотора, но не все так однозначно. На практике свечи необходимо выбирать с учётом потребностей двигателя, а не желания приобрести для своего транспортного средства все самое лучшее. При покупке свечей лучше проконсультироваться со специалистом по подбору запчастей и мастером по ремонту вашего автомобиля. Также рекомендуем ознакомиться с нашим топом лучших свечей зажигания.
Данный материал носит исключительно ознакомительный характер и не является инструкцией к применению.