Какое масло заливать в автоматические коробки передач?

Для автоматических коробок передач (АКПП) используются специальные масла, которые позволяют им работать в условиях экстремальных температур и повышенного давления. По этой причине не рекомендуется использовать жидкости предназначенные для механических коробок передач в силовых агрегатах с автоматическим переключением. Прежде чем рассказать, чем они отличаются, разберемся в классификации масел.

Содержание

Классификация масел для АКПП

Важно понимать, что использование неправильного масла может привести к серьезным последствиям для трансмиссии. Поэтому, при выборе необходимо учитывать тип трансмиссии и рекомендации производителя, а также классификации масел по нескольким критериям.

Тип базовых масел

  1. Распространенный тип, используемый для АКПП, – минеральные масла. Они изготавливаются из нефти и обладают достаточной стабильностью при повышенных температурах, а также надежно защищают трансмиссию от износа. Однако, они имеют пониженную стойкость к окислению и не подходят для эксплуатации в условиях морозных зим. Минеральное масло для АКПП, содержащее минимальное количество присадок, является самым дешевым вариантом для автовладельцев. Оно подходит для старых автомобилей, которым не требуются смазки с улучшенными характеристиками.
  2. Еще один тип масел, применяемых для АКПП, – синтетические. Они получаются из искусственных химических соединений и обладают более выраженной стойкостью к окислению, чем минеральные масла. Также они характеризуются пониженной вязкостью при минусовых температурах, что обеспечивает повышенную функциональность работы АКПП в условиях холодного климата. Синтетические масла содержит большое число присадок, обладают увеличенной термостойкостью и надежно защищают трансмиссию при экстремальных нагрузках. Кроме того, они обладают продолжительным сроком службы и не образуют отложений на деталях АКПП. Однако, такие масла стоят дороже, чем минеральные, и являются самыми дорогими из всех видов масел, предназначенными для новых, усовершенствованных автомашин. Для последних моделей Audi, BMW, Mercedes используются только синтетические масла.
  3. Третий тип базового масла – полусинтетическое. Оно представляет собой смесь минеральных и синтетических масел и включает в себя преимущества обоих типов. Полусинтетические масла имеют повышенную стойкость к окислению по сравнению с минеральными и стоят ощутимо дешевле, чем синтетические. Таким образом, полусинтетика является компромиссным вариантом. Она содержит определенное количество присадок, обладает увеличенной термостойкостью, не образует отложений на деталях АКПП и обеспечивает продолжительный срок службы трансмиссии (на 25-30 % дольше минерального масла). Самым разумным представляется применение полусинтетического масла для машин, которые выпускались во второй половине 90-х годов.

Сезонная классификация

Классификация для АКПП по сезону является серьезной темой для владельцев автомобилей. Правильный выбор масла для конкретного времени года может ощутимо улучшить работу трансмиссии и продлить ее срок службы. В зависимости от сезона, масла делят на зимние (с индексом W в номенклатуре) и летние виды.

У зимних масел пониженная вязкость при отрицательной температуре, что сокращает время запуска двигателя и гарантирует улучшенную работу АКПП в мороз. Масла 85W90 проявляют свои полезные свойства при морозах до -12 градусов по Цельсию, 80W90 – до -26 градусов, а 75W90 – до -40 градусов.

Летние масла, напротив, обладают увеличенной вязкость при повышенных температурах, что дает защиту от износа при продолжительной эксплуатации в жаркую погоду. Для выбора масел нужно учитывать не только сезон, но и рекомендации, распространяемые производителем автомобиля.

Также необходимо учесть условия использования машины. Если вы приобрели автомобиль для продолжительных поездок в жаркую погоду, то рекомендуется выбирать масла с повышенной вязкостью. Если же вы живете в зоне с холодным климатом и планируете использовать автомобиль зимой, то требуется пониженная вязкость масла.

Важно помнить, что неправильный выбор может вызвать серьезные проблемы. Использование неподходящего масла способно привести к износу деталей коробки передач, ухудшению ее работоспособности и даже поломке.

Классификация по вязкости

Вязкость масла – его способность сопротивляться деформации при сдвиге. Она зависит от состава масла, температуры и давления. Для автоматических коробок используются масла с увеличенной вязкостью, так как они обеспечивают надежно функционирующую смазку и защиту от износа. Классификация масел для АКПП по вязкости производится по стандарту SAE J306. В соответствии с этим стандартом масла делятся на несколько классов.

  1. Масла с меньшей вязкостью (SAE 75W, SAE 80W, SAE 85W) работают при пониженных температурах. Они обеспечивают легкую работу коробки передач при запуске двигателя в холодную погоду.
  2. Масла со средней вязкостью (SAE 90) используются при средних температурах. Они обеспечивают надежную работу коробки передач при нормальных условиях эксплуатации.
  3. Масла с увеличенной вязкостью (SAE 140 и выше) используются в автоматических коробках передач, работающих при повышенных температурах или с большой нагрузкой. Они обеспечивают надежную защиту от износа и повышенную стойкость к высокотемпературной среде.

Значения кинематической вязкости для разных классов по стандарту SAE (в кв. мм/с):

  • 75W — 4,1;
  • 80W — 7,0;
  • 85W — 11,0;
  • 90 — 13,5–24;
  • 140 — 24–41;
  • 250 —более 41.

Масла для коробок передач CVT

Масла для вариаторных коробок передач (CVT) обладают рядом особенностей. Во-первых, они предназначены, чтобы действовать в условиях увеличенного трения между металлическими деталями коробки передач. Во-вторых, они должны поддерживать достаточный уровень вязкости при повышенных температурах, чтобы предотвратить износ деталей.

Одной из ключевых характеристик масел для CVT является коэффициент трения. Он показывает, насколько быстро металлические детали коробки передач смогут перемещаться друг относительно друга. Чем выше коэффициент трения, тем лучше будет работать коробка передач CVT.

Еще одной характеристикой масел для вариаторных коробок передач является температурный диапазон. Масло должно сохранять свои свойства в летнюю жару, чтобы предотвратить износ и поломку деталей. Также необходима достаточная вязкость при минусовых температурах, чтобы обеспечить нормальную работу коробки в холодную погоду.

По сравнению с другими маслами рекомендованные производителями масла для CVT содержат больше присадок, которые улучшают их свойства при повышенных температурах и предотвращают износ деталей трансмиссии. Также они имеют увеличенный уровень вязкости по сравнению с маслами для стандартных АКПП. Это связано с тем, что коробки передач CVT работают при более повышенных температурах.

Масла для коробок передач DSG

Масла для роботизированных трансмиссий (DSG) обеспечивают высокопроизводительную работу системы передач и уменьшают износ деталей. Одними из важных параметров масел для DSG являются вязкость, а также устойчивость к окислению и повышенным температурам. Чем выше эти показатели, тем функциональнее масло для трансмиссии DSG.

Еще одна особенность таких коробок передач заключается в том, что некоторые из них имеют два смазывающих контура. В один из них для смазки заливается специальная трансмиссионная жидкость, рекомендованная производителем для роботизированной коробки передач.

Масла для коробок DCT

Масла для трансмиссий с двойным сцеплением (DCT) имеют специфические характеристики. DCT-коробки передач являются более сложными, чем стандартные «автоматы», так как они имеют два сцепления и два набора шестерен. Они работают быстрее и с большим эффектом, что обеспечивает повышенную производительность автомобиля. Однако, для обеспечения надежности и долговечности работы DCT-коробок передач необходимо применять специальные масла, соответствующие их характеристикам.

Эти масла имеют специальные присадки, которые обеспечивают защиту от износа и повышают работоспособность коробки передач. Важно подбирать масло, соответствующее рекомендациям производителя автомашины с данным типом трансмиссии. Необходимо помнить, что использование неподходящего масла может привести к повреждению DCT-коробки передач и снижению ее производительности.

Тракторные масла для трансмиссий

Речь идет о специальных смазочных материалах, предназначенных для использования в тракторах и другой спецтехнике. Они обеспечивают надежную работу трансмиссии, защищают ее от износа и коррозии, а также улучшают ее эксплуатационные свойства.

  1. STOU – универсальное масло для тракторных коробок передач, которое может использоваться в различных узлах трансмиссии, гидравлических системах, двигателях и тормозных системах. Оно отличается возросшей степенью защиты от износа, обладает антикоррозионными свойствами.
  2. UTTO – универсальное трансмиссионное масло для тракторов с гидромеханической трансмиссией. UTTO может применяться в гидравлической системе и рулевом управлении.
  3. TDTO – масло, специально предназначенное для трансмиссий и приводных систем тяжелой техники.

Заключение

При выборе трансмиссионного масла необходимо учесть требования производителя техники и условия эксплуатации. Неправильный выбор масла может привести к снижению эффективности работы трансмиссии и к ее преждевременному износу. Поэтому рекомендуется обращаться к руководству по эксплуатации или же к профессионалам, которые помогут подобрать оптимальный вариант смазочного материала для конкретной модели транспортного средства.

2 голоса

Комментарии

М
Максим
06.01.2024 00:12
Когда только сел за руль, постоянно были проблемы с выбором масла. Покупал самое дешевое на заправке, результат - со временем стала барахлить трансмиссия. По итогу уже по советам мастеров подобрал более-менее подходящее. В общем, как говорится - век живи, век учись. Но даже сейчас (с почти десятилетним стажем) не знал о таком разнообразии масел для АКПП.
Д
Дмитрий
26.12.2023 18:39
Благодарю за информацию о выборе масла для автоматических коробок передач. Эта статья действительно раскрывает важные аспекты, которые влияют на производительность автомобиля. Кроме того, важно отметить, что вопросы технического характера, такие как периодичность замены масла, остались нераскрытыми. Могли бы ли вы поделиться дополнительной информацией на этот счет? Например, какие признаки указывают на необходимость замены масла в автоматической коробке передач?