Дизельное масло окисляется, теряет защитные свойства и стареет довольно быстро. Это происходит по причине высокого содержания газов в картере, которые не успевают выйти через систему вентиляции. Поэтому заправляемое моторное масло должно обязательно соответствовать определенному типу дизельного ДВС и сохранять свои эксплуатационные качества как можно дольше. От этого напрямую зависит срок службы агрегата.
Какие бывают стандарты моторных масел?
Производители автотранспортных средств и самоходных машин в прилагаемой технической документации указывают рекомендуемые расходные материалы и их эксплуатационно-технические характеристики для каждой модификации двигателя. Существуют также специальные каталоги, где указаны базовые стандарты масел. Классификация:
- SAE. Стандарт указывает класс вязкости. К примеру, маркировка 5W-40 говорит нам, что масло может использоваться при температурных показателях от -25оС до +40оС. Чем выше цифра перед буквой «W», тем более вязкое масло и тем выше температура его применения (10W… -20оС, 15W… -15оС). От значений параметров вязкости зависит, насколько быстро будет циркулировать масло по системе смазки ДВС, а также сопротивляемость вращению коленвала при стартовом запуске зимой.
- API. Стандарт, определяющий категории масла. Литера «S» указывает, что масло предназначено для бензиновых моторов. Литерой «С» обозначаются масла для дизелей. Пример: API CF-4 – дизельное масло с непрямым впрыском для четырехтактных двигателей. Может использоваться в атмосферных и турбинных моторах.
- ACEA. Стандарт также разделяет масла по категориям: «А» – для бензиновых, «В» – для дизельных ДВС, «Е» – для мощных и тяжелых грузовиков, «С» – универсальные для бензиновых и дизельных моторов. Дополнительно по данному стандарту масла подразделяются на энергосберегающие и обычные. Аббревиатура А1, А5 – энергосберегающие бензиновые, В1, В5 – дизельные масла. Все остальные буквенно-цифровые значения относятся к обычному смазочному материалу.
Масло универсальное
Данная категория масел подходит и для дизелей, и для бензиновых моторов. Определить назначение смазочного материала можно по аббревиатуре стандартов АСЕА и API. Пример:
- SJ/CF – универсальное масло для бензомоторов и дизельных ДВС. Приоритет использования в двигателях на бензине.
- CF/SJ – универсальное масло для дизельных и бензиновых ДВС. Приоритет использования в дизелях.
Универсальная смазка изначально имеет низкий коэффициент содержания щелочи (TBN), что способствует ускоренному повышению кислотности и сокращению эксплуатационного ресурса смазочного материала. Поэтому такое масло требует более частой замены, особенно при использовании низкокачественного дизтоплива.
Масло энергосберегающее
Данный нефтепродукт предназначен экономить топливо и повышать экологические показатели двигателя. Расход горючего снижается за счет уменьшения трения поршневой группы агрегата. Принцип действия основывается на утончении масляной пленки на стенках цилиндра при повышении температуры. В результате снижается нагрузка на двигатель, что способствует экономии топлива. Но при этом усиливается износ подвижных деталей.
Энергосберегающий смазочный материал эффективен только в агрегатах, где предусмотрено его использование. Каналы системы смазки такого мотора более узкие и предназначены для циркуляции масла с низкой вязкостью.
Топ-10 популярных моторных масел для дизельных двигателей
Правильно подобранный смазочный материал во многом определяет срок эксплуатации дизельного ДВС, расход горючего и ходовые качества транспортного средства. Рассмотрим наиболее востребованные моторные масла, получившие всемирную известность благодаря своему исключительному качеству и соответствию заявленным характеристикам.
Total Quartz 9000 Energy
Французский брэнд, предназначенный для мультиклапанных и тарированных дизелей. Хорошо выдерживает сложные условия эксплуатации: скоростную езду, частые переключения передач, интенсивное передвижение в городской среде и продолжительную поездку на большие расстояния. Масло обладает большой теплоемкостью и хорошо защищает мотор от перегрева при высоких нагрузках. Смазочный материал снижает вредоносное воздействие низкосортного топлива, активно растворяя отложения, формирующиеся при неполном сжигании горючего. Обеспечивает легкий запуск в сильные морозы.
Castrol Magnatec Diesel
Германский производитель выпускает данный нефтепродукт по инновационной технологии. Смазочный материал образует на деталях постоянную масляную пленку. Благодаря этому не нужно ждать, пока смазка распространится по всей системе. Поверхности деталей уже будут смазаны прилипшими молекулами масла. В результате трущиеся элементы меньше изнашиваются и экономится расход топлива. Входящие в состав диспергирующие компоненты не дают оседать саже, эффективно растворяя отложения и предотвращая загустевание продукта. Масло полностью сохраняет свои свойства на всем протяжении эксплуатации, рекомендованной производителем между заменами.
Idemitsu Zepro Euro Spec
Японский брэнд на синтетической основе. Предназначен как для штатных, так и форсированных моторов, использующихся на легковых автомобилях и микроавтобусах. В составе имеются уникальные присадки, повышающие эксплуатационные свойства масла. Технические характеристики смазочного материала остаются стабильными при высоких температурах и холодном запуске (до -35° C). Производитель не рекомендует использовать масло свыше срока, указанного в техническом руководстве. Длительная эксплуатация способствует резкой потере антиокислительных качеств расходника.
Лукойл Genesis Claritech
Российская марка всесезонного синтетического масла. Выпускается для грузовых и легковых автомобилей. Состав имеет минимальное содержание фосфора, серы и сульфатных шлаков. Инновационная технология позволяет снизить объем отложений на сажевых фильтрах и продлить их работу. Продукт разработан специально для авто с большим пробегом. Выдерживает сложные условия эксплуатации, полностью сохраняя рабочие характеристики.
Liqui Moly Optimal Diesel
Немецкий бренд, адаптированный к российским реалиям. В составе специальный пакет присадок. Не требуется обязательная установка сажевого фильтра. Масло отлично зарекомендовало себя при использовании в старых дизелях. Выдерживает любые рабочие температуры. Транспортное средство легко заводится даже при -40оС. По этим показателям германский продукт превосходит многие синтетические смазочные материалы разных производителей.
ELF Evolution Full-Tech MSX
Французское моторное масло с увеличенным периодом эксплуатации (до 40 тыс. км пробега). Специальная технология позволяет снизить концентрацию фосфора и серы в составе нефтепродукта. При этом минимизируется образование нагара и сажи, что способствует снижению расходования смазки. Уникальные присадки эффективно растворяют и смывают отложения. Соответственно, сажевые фильтры служат дольше, а период между заменами увеличивается.
General Motors Dexos2 Longlife
Нефтепродукт бельгийский компании. Отличается отсутствием в составе фосфора и серы, что значительно увеличивает эксплуатационный ресурс рабочих элементов агрегата. Быстрое проникновение смазки в трущиеся узлы двигателя эффективно защищает его при больших нагрузках. Масляная пленка не густеет на морозе. Это способствует успешному старту при отрицательных температурах (до -35оС). Масло активно защищает детали от нагара, способствует улучшению теплоотвода.
ТНК Revolux D1
Дизельное всесезонное масло производит российская компания «Роснефть». СМ заливается в движки российского и зарубежного грузового автотранспорта, спецтехники. В составе полусинтетики присадки, помогающие моторам хорошо чувствовать себя при работе в тяжелых условиях и применении низкосортной солярки. Антифрикционные компоненты защищают контактирующие друг с другом детали, снижая кинетическое трение и улучшая рабочие параметры двигателя. Зимой масло может использоваться в диапазоне температур — от 0 до -25оС.
Bardahl XTS
Бельгийский производитель разработал масло для поездок в экстремальных условиях и спортивной езды. Также оно отлично проявило себя в городской среде. Продукт рассчитан на турбированные движки. В составе присадки, снижающие кинетическое трение, нейтрализующие окисление и сажевые отложения.
Mobil Ultra
Качественный нефтепродукт из Финляндии с пакетом инновационных присадок. Полусинтетика предназначена для легкового, грузового, пассажирского и специального транспорта, снабженного дизельным агрегатом. Масло с вязкостью 10W40 подходит для моторов с большим пробегом. Рабочие характеристики масла не меняются до самой замены.
Вывод
Масло для дизельных двигателей следует выбирать максимально соответствующее всем нормам, рекомендованным производителем. Лучше это делать в специализированном официальном сервисе. При самостоятельной замене следует обращать внимание на указанные в эксплуатационном руководстве стандарты (ACEA, API, SAE).