Когда нужно менять тормозные диски? Определяем износ самостоятельно

Система торможения присутствует в составе каждого транспортного средства. Одним из главных её составляющих являются тормозные диски. Работая в комплексе с колодками, они создают условия, при которых происходит постепенное замедление автомобиля во время движения.

Содержание

Входящие в состав системы торможения диски требуют своевременной замены, как и любой элемент транспортного средства. Чтобы определить, когда пора менять эту составляющую, требуется в обязательном порядке произвести диагностику. В ходе её выполнения определить износ можно по нескольким моментам:

  1. Появлению вибрации. Если замена необходима, то она проявляется, когда водитель нажимает на тормоз.

  2. Возникновению скрипа, исходящего от металлических составляющих. Если менять описываемую деталь необходимо, то подобный шум изменяется в зависимости от такта вращения колеса.

  3. Биению. Оно характеризуется цикличностью и возникает в педали при её нажатии с целью совершения торможения.

Перечисленные признаки можно отнести к не явным симптомам неисправности или износа тормозного диска. Нельзя делать вывод о необходимости замены, основываясь только на описанных факторах. Однако принимая их во внимание, можно сделать вывод о наличии каких-либо сбоев в функционировании элементов транспортного средства.

Чтобы разобраться, нужно произвести диагностику, которая может выявить необходимость установки новых дисков для обеспечения стабильного, эффективного функционирования системы торможения в будущем.

Учитывается, что большая часть нагрузки приходится на передние тормоза. Чтобы оценить износ, можно задействовать простую методику. Для этого надо немного разогнаться на дороге без неровностей, после чего тормозить. При этом лёгким движением необходимо крутить руль в одном направлении в течение нескольких секунд, после чего изменить его. Сделать всё нужно с не слишком большим натягом. При этом стоит вслушаться в оборотную связь в руле. Если ощущается клин, удары, то износ вероятен.

Для того, чтобы уменьшить износ тормозных дисков, их нужно правильно обслуживать. Читайте подробнее в нашем материале - Как выбрать смазку для суппортов и направляющих?

Как понять, что нужна замена тормозного диска?

Чтобы полностью убедиться в том, что нужна замена тормозного диска, стоит осуществить диагностику, предполагающую снятие колеса, колодок, отведение суппорта. Если выполнить перечисленные операции, то диск можно будет хорошо осмотреть без каких-либо помех. При таких обстоятельствах удостовериться в достаточном износе можно несколькими методами:

  1. По контрольным меткам. Они ставятся на большинстве современных дисков и представляют собой особые проточки, играющие роль индикаторов износа. Если в месте соприкосновения они исчезают, то замена необходима. Запрещается эксплуатировать диски с избыточной выработкой.

  2. По ударам. Проводя диагностику, требуется задействовать микрометр, характеризующийся наличием роликового наконечника. Он должен быть жёстко закреплён относительно проверяемого элемента тормозной системы. Если при вращении диска амплитуда больше 100 микрон, то вибрация незаметной не останется. Если не принять необходимые меры, то может быть спровоцировано ускоренное изнашивание колодок, а также появление дискомфорта во время езды.

  3. По толщине. Она проверяется с применением штангенциркуля. Большая часть изготовителей машин в руководстве прописывает наименьшую толщину рабочей кромки. Именно на этот показатель надо ориентироваться.

Чтобы определить необходимость замены, дополнительно можно принимать во внимание наличие трещин, сколов, а также глубоких борозд и иных следов деформации. Если механические повреждения обнаружены, то эксплуатировать тормозной диск запрещается, даже если произведён полный цикл восстановления.

Также, уменьшить износ тормозных дисков помогут качественные накладки, как правильно выбрать и какого производителя читайте в нашем специальной статье - топ-15 производителей тормозных колодок.

Можно ли протачивать тормозные диски?

Многие автолюбители придерживаются мнения, что при возникновении каких-либо проблем с тормозным диском лучше сразу произвести его полную замену и не тратить время на проточку. Такой подход можно назвать верным для автолюбителей, которые не привыкли экономить на своём автомобиле.

Однако для водителей, которые не располагают большими средствами, проточка позволяет избежать ощутимых расходов. Чтобы определить, когда она может быть произведена, требуется оценить степень кривизны деталей, которые эксплуатировались в течение определенного временного промежутка.

Необходимо учитывать, что специалисту потребуется снять с рабочей поверхности некоторое количество материала. Замер текущей толщины после выполнения этого процесса является обязательным условием.

Сравнение полученного значения с показателями предельного износа также играет немаловажную роль. Если в ходе предварительных расчётов было получено значение, которое не сильно отличается от максимального, то проточка не целесообразна.

Автолюбителям, чрезмерно стремящимся к экономии, требуется понимать, что диск отвечает не только за замедление транспортного средства, но и отвод огромной части тепловой энергии от колодок.

Если диск синеет в процессе использования по прямому назначению, то его проточка также целесообразна. Учитывается, что вместе с расцветкой становится другой структура чугуна, из-за чего он начинает скользить - снижается эффективность торможения.

От толщины диска зависит показатель его теплоёмкости. Чем быстрее и интенсивнее он греется, тем выше становится износ колодок, что провоцирует возникновение биения. Нет смысла протачивать слишком тонкий диск. Заменять его также необходимо, если эксплуатация продолжается в течение продолжительного временного промежутка или присутствуют значительные механические повреждения. Погоня за экономией при таких обстоятельствах может спровоцировать возникновение внештатных ситуаций во время езды.

Слишком сильно изношенный элемент тормозной системы не только провоцирует снижение эффективности её работы, но и повышает риск аварии, влекущей ущерб здоровью водителя, пассажиров, пешеходов, иных участников происшествия.

Как правильно обкатать новые тормоза?

Если речь идёт о правильной обкатке, то она чаще выполняется после установки новых деталей или приобретения автомобиля из салона.

Опытный автолюбитель хорошо понимает, что если притирка и обкатка осуществлены грамотно, то все элементы, входящие в состав транспортного средства, будут служить намного дольше и эффективнее.

Если речь идёт о цели притирки, то она даёт возможность с высокой эффективностью ликвидировать избыточную шероховатость, присутствующую на дисках, колодках.

Учитывается, что вступающая в контакт с колодками поверхность купленных недавно комплектующих в четыре раза меньше рабочей, то есть той, что должна быть в результате. Притирка продолжается примерно 20 плавных торможений. При этом скорость движения транспортного средства должна снизиться с 80 до 30 км/час. Между торможениями требуется делать перерывы, чтобы обеспечить охлаждение компонентов тормозной системы.

Если речь идёт об обкатке новых тормозов, то её основная задача заключается в разогреве сегментов системы торможения до требуемой температуры. Если она достигнута, то запускается процесс спекания, благодаря чему материал ощутимо твердеет. При таких обстоятельствах очень важно не допустить перегрева, при котором произойдёт разрушение неокрепшей прослойки фрикционной разновидности.

В процессе обкатки надо первые 300 км ехать без резкого ускорения или замедления и не допускать перегруза или буксирования прицепа. Спуска с горы на тормозах также лучше избегать, используя торможение ДВС.

2 голоса

Комментарии

И
Иван
16.01.2024 17:59
Весьма актуальная и полезная информация о том, как самостоятельно определить износ тормозных дисков. Лично для меня это стало настоящим открытием, так как ранее я часто полагался на механиков. Теперь, благодаря вашей статье, я понимаю, как самостоятельно оценить состояние тормозных дисков и своевременно предпринять необходимые меры. Важно знать, что многие проблемы можно выявить еще до того, как они достигнут критического состояния.
А
Алексей К
11.12.2023 21:49
Я бы чуть подробнее раскрыл тему с определением необходимости замены дисков без разбора. Когда жмем на тормоз и появляется вибрация, то важно прочувствовать, что она прекращается как только ненадолго отпускаешь тормоз. Причем сама вибрация может быть как на педаль, так и на кузов автомобиля. При малейших сомнениях стоит попросить опытного знакомого водителя потестить ваши тормоза до того, как отправитесь на сервис.