Что дает замена масла в механической трансмиссии?
Изначально стоит отметить, что сервисные книги и прочие инструкции пишутся зарубежными специалистами. Это касается даже современных отечественных автомобилей, разработанных не без участия альянса Renault-Nissan. Российские условия гораздо суровее — невероятный зимний мороз сменяется жарким летом. Из-за реагентов и пыли узлы покрываются толстым слоем налета, который ухудшает отвод тепла. Все это означает, что при таких условиях машины требуют особого ухода.
Автоэксперты выделяют три функции масла, используемого в трансмиссиях:
- Смазывающая. Металлические шестерни взаимодействуют меж собой непрерывно, поэтому им нужна жидкость, нивелирующая трение. С маслом зацеп становится плавнее, износ резко снижается. Смазка отводит мелкие металлические фракции от зубчатых соединений, которые работают как абразив.
- Продление срока службы. Присадки, добавляемые в трансмиссионное масло, образуют некий защитный слой, дополнительно продляющий жизнь шестерен коробки передач и подшипников. Предельный срок службы напрямую зависит от качества пакета присадок.
- Охлаждающая. Механическая коробка передач не всегда хорошо обдувается воздухом из-за плотной компоновки моторных отсеков современных машин. Охлаждающие ребра или схожие элементы встречаются на коробках крайне редко. Поэтому масло охлаждается в картере и вновь попадает на шестерни, где температура достигает 250 градусов по Цельсию.
Среднестатистическая температура внутри механической трансмиссии находится на отметке в 150 градусов по Цельсию. Пятно контакта у шестерен и дифференциалов в несколько раз больше, чем между деталями моторов. Вполне логично, что через несколько сотен тысяч пробега даже самые прочные МКПП начинают изнашиваться внутри. Физические свойства масла меняются, поскольку в него попадают продукты окисления и мельчайшие металлические частицы. Пакет присадок вырабатывает свои свойства, а теплопроводность кратно возрастает.
Конструкция механических трансмиссий лишена фильтрующих элементов, зачастую на себя эту роль берет магнит, устанавливаемый заводом-изготовителем (далеко не каждым) в картере трансмиссии. Это означает, что мусор будет попадать на зубья. Добавим к этому «коктейлю» пыль и воду, которые непременно в небольших количествах попадают внутрь при форсировании водных преград и других сложных участков. При длительной эксплуатации авто с подобной «смесью» внутри МКПП будет образовываться пена, что приведет к критическим последствиям.
После всего сказанного выше вопрос о необходимости замены масла возникать уже не должен. В самом простом случае достаточно просто слить масло вместе с загрязняющими веществами и залить новое. Если затянуть с заменой, то вскоре придется столкнуться с ремонтом МКПП. Владельцы, соблюдающие межсервисный интервал изначально, вообще не сталкиваются с подобными проблемами. Западные доводы о необслуживаемых коробках вполне вписываются в парадигму западного мышления. Через 150-200 тысяч километров МКПП там просто заменят у официального дилера, а клиент беспроблемно заплатит любую сумму. В России подобных финансовых возможностей нет, поэтому контролировать состояние МКПП приходится самостоятельно.
С чего начать? Проверка уровня и оценка состояния масла
Пока машина на гарантии особых проблем не возникает. При покупке подержанного авто необходимо проверить уровень масла в механической трансмиссии. Далее эту процедуру необходимо проводить хотя бы раз в год, попутно проверяя наличие масляных пятен на корпусе МКПП, приводах и моторном щите позади коробки передач. Проверка производится двумя способами — посредством щупа или контрольной пробки. Если в первом варианте достаточно вытащить щуп и оценить уровень масла в МКПП, то во втором все немного сложнее. Обычно на «иномарочных» трансмиссиях отсутствует щуп, вместо которого присутствуют две пробки — сливная и заливная (она же контрольная).
Для проверки необходимо открутить верхнюю пробку. Если масла достаточно, то оно должно начать понемногу выбегать из отверстия — это означает, что масло на месте. При отсутствии подтеков стоит задуматься — масла недостаточно. В таком случае стоит слить остатки из МКПП, чтобы оценить их объем. Состояние слитого масла можно оценить визуально. Цвет и консистенция расскажут о многом. Новое трансмиссионное имеет прозрачный цвет и не имеет каких-либо вкраплений, а также имеет слабый запах (характерный для трансмиссионного масла). Вот на что стоит обратить внимание:
- уже при сливании могут просматриваться характерные светлые «прожилки», которые могут говорить о вспенивании из-за попадания посторонних жидкостей;
- нормальное масло должно быть светлым и прозрачным, черное масло с металлической стружкой и гарью может говорить о серьезной поломке трансмиссии;
- о многом скажет запах — масло не должно пахнуть гарью, сильный затхлый запах также говорит о том, что масло не менялось очень давно.
Какие масла можно заливать в трансмиссию?
В современных реалиях в механических коробках передач используется два типа трансмиссионных масел: GL-4 и GL-5 и ТМ-4 и ТМ-5 (отечественная классификация).
GL-4 по API используется для коробок переднеприводных моделей ВАЗа, GL-5 — для всех остальных отечественных авто. Встречается и универсальное масло — GL-4/5. При этом GL-5 не является по качеству лучше, чем GL-4. Эти масла относятся к разным классам. Поэтому масла необходимо подбирать согласно техническим требованиям завода изготовителя.
Наиболее популярные группы трансмиссионных масел:
Если вы в поисках масла в механическую коробку передач конкретного производителя, то в нашем каталоге представлены масла таких брендов как:
и многие другие бренды доступны в нашем каталоге масел для механических коробок передач.
В бюджетные современные автомобили класса «эконом» можно лить полусинтетику. Это сбалансированные масла, продлевающие жизнь трансмиссии за счет пакета присадок. Вполне сносная стоимость соответствует запросам владельцев авто бюджетного сегмента. Топовыми считаются синтетические масла. Обычно они заливаются в высокотехнологичные иномарки с соответствующими допусками. Также синтетика превосходно работает в жару и зимнюю стужу, поэтому жители северных регионов зачастую выбирают именно синтетические масла. Стоят они дороже, при этом пакет качественных присадок позволит дольше не менять масло и сохранит жизнь трансмиссии.
Самостоятельная замена масла и периодичность процедуры
Собственноручной замены избегать не стоит. Это достаточно простой процесс, который сэкономит вам время и средства. Достаточно слегка прогреть трансмиссию, чтобы более жидкое масло слилось быстрее. Остается демонтировать защиту днища (при ее наличии) и открутить сливную пробку. Подставьте тару под МКПП и дождитесь пока вытечет все масло.
Интересный факт: «Не сливайте трансмиссионные масла на землю. Их можно использовать в качестве смазки для недорогих бензо- и электропил или как пропитку-консервант для дерева. Но лучше всего сдать масло в пункт приема отработки».
Останется залить масло через воронку с тонким шлангом. Заливать необходимо через заливную пробку (пока из нее не польется масло). Иногда такой возможности нет из-за особенностей конструкции авто, поэтому можно демонтировать механизм выбора или другой элемент МКПП и залить масло через него. Обязательно сверяетесь с сервисными мануалами и профильными форумами.
Периодичность замены масла указана в сервисной книге, которая поставляется с автомобилем (можно скачать в сети). Например, производители Hyundai Solaris до 2014 года рекомендовали менять масло раз в 120 тысяч километров пробега, у некоторых Skoda трансмиссии вообще обозначаются как необслуживаемые. Все это уловки маркетологов, которые в нулевых еще не применялись. В те годы производители откровенно рекомендовали менять масло раз в 45-60 тысяч километров — лучше ориентироваться именно на такие цифры. Если автомобиль эксплуатируется в суровых условиях, то интервал можно сократить дополнительно.