Когда необходимо менять ремень ГРМ? Сроки и особенности замены

Замена ремня ГРМ - важная часть обслуживания авто. Если его не поменять вовремя, то в скором времени потребуется дорогостоящий ремонт всего двигателя. В этой статье разберем какие могут причины выхода из строя ремня, когда стоит проверять его и почему стоит проводить техническое обслуживание автомобиля вовремя.

Содержание

7 причин выхода из строя ремня ГРМ

Ремень ГРМ может выйти из строя по разным причинам. Назовём самые распространённые.

1. Истёк срок службы ремня. Продолжительность его использования измеряется пробегом автомобиля: соответственно, чем он выше, тем старше ремень ГРМ. Если пробег насчитывает десятки тысяч километров, то он подлежит незамедлительной замене.

В среднем возраст ремня ГРМ не должен превышать 5 лет: по прошествии этого времени он теряет свои эластичные свойства и перестаёт выполнять назначенные ему функции.

2. Снижение мощности двигателя. Об этом сигнализирует неуверенный пуск устройство при его зажигании. Также он может издавать сильные вибрации, а в тяге могут наблюдаться провалы. Всё это связано с тем, что автомобиль работает в неоптимальных режимах. Часто это приводит к целому ряду поломок.

Внимание! От состояния ремня ГРМ зависит оптимальная работа двигателя, поэтому нужно внимательно следить за его состоянием.

3. Дым из выхлопной трубы. Это происходит, когда в моторе сгорает не вся топливная смесь. Какая-то её часть попадает в систему выпуска, из-за чего уровень температуры в моторе становится выше допустимого, и соты начинают спекаться. Так образуется дым (чаще всего он чёрного цвета), который выходит из выхлопной трубы. Также могут быть заметны щелчки и выхлопы при работе двигателя.

4. Треск в моторе. Когда ремень ГРМ изнашивается, он начинает трескаться и лопаться. Двигатель на это реагирует соответствующим образом: он издаёт трескающиеся звуки, которые звучат с разной периодичностью. Однако не всегда эти звуки - следствие вышедшего из строя ремня ГРМ. Иногда это связано со сломанными подшипниками или водяной помпой.

5. Течь из-под кожуха ремня ГРМ. Если появились масляные утечки и подтёки охлаждающей жидкости на ремне, то это верный признак того, что его пора менять.

6. Повреждение ремня ГРМ. Иногда на нём становятся заметны трещины и потёртости. В этом случае, даже если деталь ещё не израсходовала срок службы, нужно немедленно её заменить.

7. Проблемы с работой двигателя. Бывает, что мотор не заводится, а стартер крутиться вхолостую. Это явный признак того, что ремень ГРМ нужно было давно заменить. Теперь двигатель нужно либо менять, либо купить новый.

Как проверить ремень ГРМ на исправность?

Здесь поможет грамотная диагностика детали. Специалисты рекомендуют её проводить примерно в середине цикла работы. Например: срок службы ремня рассчитан на 50 тысяч километров пробега. Значит, проверять его состояние нужно на 25 тысячах километрах.

Для начала подойдёт визуальный осмотр ремня: часто определить его состояние можно по внешним признакам. Если на нём заметны трещины, потёртости и другие повреждения, то его верный признак того, что ремень пора менять. Однако если закрадутся подозрения по части состояния ремня, то следует отправляться в автосервис за профессиональной диагностикой.

Внимание! Не всегда повреждения заметны на ремнях, срок службы которых уже близок к нулю. Бывает, что попадается бракованная деталь, или произошло нечто, что быстро вывело её из строя.

При диагностике важно осматривать не только внешнюю, но и внутреннюю поверхность ремня. Она представляет собой зубчатый слой, и очень часто этот слой тоже может стираться. Также при осмотре нужно обратить внимание, нет ли течи на кожухе. Главное правило здесь - всё должно быть сухим и чистым. Но даже если вдруг возникла течь, то она ни в коем случае не должна попадать на ремень ГРМ. Течи образуются от охлаждающей помпы либо поношенный сальник коленвала.

Важно! Автомобильное масло опасно для ремня ГРМ: оно разрушает материал, из которого он изготовлен.

Какие могут быть последствия обрыва ремня ГРМ?

Обрыв этой детали - финальный этап его работы. Обычно это происходит, когда автовладелец вовремя не обратил внимание на признаки его поломки, и ремню ничего не оставалось, как окончательно выйти из строя, то есть порваться.

Обрыв ремня чреват последствиями разного уровня: от замены его новой деталью до капитального ремонта двигателя.

Если двигатель устроен достаточно просто, то возможна ситуация, когда после обрыва ремня ничего страшного не случится. Иногда в таких случаях потребуется всего лишь заменить ремень. Но если мотор устроен сложно, что на современных моделях авто - частое явление, то одной заменой расходников отделаться не получится. Понадобится дорогостоящий ремонт двигателя и замена поршневых клапанов. Причём это зависит от того, на каком этапе произошёл выход ремня из строя: на передаче или в момент работы двигателя вхолостую. В первом случае потребуется заменить все клапаны, а во втором - два или три, в зависимости от ситуации.

Если ремень ГРМ вышел из строя в момент, когда двигатель работал на высокой скорости, то также нужно будет заменить все 16 клапанов. Вдобавок к этому могут лопнуть направляющие втулки, а поршни могут повредиться от сквозного пробивания осколками. В этом случае понадобится ремонт всего силового агрегата, что также является дорогостоящей процедурой. Кроме этого, может потребоваться ремонт блока цилиндров.

Что делать, чтобы избежать выходя ремня ГРМ из строя?

Нужно соблюдать несколько правил:

1. Регулярно в середине рабочего цикла ремня проводить его визуальный осмотр. Следить, чтобы не было утечек моторного масла, осматривать сам двигатель.

2. После покупки подержанного авто обязательно его заменить, даже его владелец утверждает, что срок его службы пока не вышел.

3. Не откладывать замену старого ремня на новый.

4. Приобретать запчасти только у официального дилера, чтобы не попасть на брак.

5. Не стоит думать, что если по прошествии срока годности ремня он выглядит неплохо, то его можно использовать дальше - эта ошибка чревата серьёзными последствиями.

Вопрос/Ответ

1. Каковы самые частые причины поломки ремня ГРМ?

Самые частые причины этого явления:

  • снижение компрессии в двигателе;
  • хлопки в выхлопной трубе, появление чёрного дыма;
  • снижение мощности мотора;
  • износ ремня;
  • треск в моторе;
  • течи на кожухе: масляные или подтёки охлаждающей жидкости;
  • повреждение детали;
  • затруднённая работа двигателя.

2. В чём заключается диагностика ремня ГРМ?

Диагностика детали заключается в регулярном (в середине цикла его работы) визуальном осмотре его внешней и внутренней поверхностей. Если компетентности в этой сфере недостаточно, то лучше обратиться за помощью специалиста.

3. Каковы последствия от выхода из строя ремня?

В зависимости от того, сложно или просто устроен двигатель, могут быть как серьёзные, так незначительные последствия. К незначительным последствиям относят, например, замену ремня. К серьёзным - ремонт силового агрегатора, всех или частично - поршневых клапанов и блока цилиндров.

4. Что делать, что поддерживать состояние ремня в норме?

Нужно регулярно осматривать его в середине срока эксплуатации: проверять, нет ли на нём внешних и внутренних повреждений. Также нужно осматривать сам мотор: нет ли течей, не слышны ли посторонние звуки при его работе. Нельзя затягивать со сроками замены ремня ГРМ, даже если визуально он неплохо выглядит.

2 голоса

Комментарии

С
Сергей
18.02.2024 09:14
Диагностике состояния ремня ГРМ я уделяю особое внимание, поскольку помню о серьёзных последствиях выхода его из строя. Автор статьи о них напоминает. Полезно вникнуть новичкам-автовладельцам. К сожалению, я часто сталкивался с предложениями от мастеров поменять ту или иную деталь, даже если она недавно была мной же заменена. По этой причине стоит доверять личным наблюдениям и особенно - записям в журнале автомобиля, который я вам настоятельно рекомендую завести
Ю
Юлия Н
04.02.2024 08:57
Очень жаль, что данная статья попалась на глаза поздно, очень полезная информация. В моем случае несвоевременная замена ремня ГРМ негативно сказалась на работе двигателя. Качество и производительность ухудшились, стало слышно посторонние звуки. После долгого ожидания замены ремня, произошел разрыв, повредив ряд деталей двигателя. Результатом стал дорогостоящий ремонт и долгое время нахождения без автомобиля.